Истории, рассказанные режиссёром

Загадочная женская душа! Никогда мы ее не поймем! Это совсем другая планета.

Был у меня в театре парень. Как его обожали девушки! Просто невероятно! Если после окончания спектакля хочешь найти его, ищи группу девушек, я имею в виду зрителей, - он там. Легкий, веселый, остроумный, симпатичный, с непринужденными манерами - ваще! Конечно, у него были и недостатки. Он бывал горяч, невыдержан, но и на солнце есть пятна. Мне было интересно, что же в нем больше всего ценят девушки. И я спросил одну из них: "За что девушки так любят его?"

И она ответила, не задумываясь: " О! У него на шее такая цепочка!"

* * *

Сценарии в нашем театре пишу я. Хотя с удовольствием на кого - нибудь скинул бы этот тяжелый, изматывающий труд, который не оставляет тебя ни на минуту. Ты не можешь ни о чем другом думать. И так круглые сутки. Я, когда пишу сценарий, стараюсь не заглядывать далеко. Принял главную концепцию и упорно двигаешься вперед. Шаг за шагом. Зато когда заканчиваешь эту работу, чувствуешь себя коровой, которую только-что подоили. Или можно сравнить с ремонтом. Сначала страшно подумать, сколько еще осталось. Когда перевалило за половину, думаешь: "Жить стало лучше, жить стало веселее!" И вот уже последние дни этого ужаса. Как они тянутся! Зато можно полюбоваться результатом своего труда! Еще можно сравнить с родами. Когда женщина рожает, ей больно, а когда ты рожаешь сценарий или пьесу, - очень тяжело.

Когда я пишу сценарий по известному произведению, стараюсь придумать что-нибудь оригинальное. Ужасно не люблю пустые строчки, которые, я знаю точно, не заденут ни ум, ни душу. Я чувствую зрителя. Я думаю, каждый режиссер чувствует его. Одна семилетняя девочка сказала: "Анатолий Петрович, вы еще не вышли из нашего возраста." Не подумайте, что я на голове хожу. Кстати, эта девочка была сначала моей ученицей. Я с ней дома занимался. Началось все так. Сидела она, сидела, а потом начала медленно сползать под стол. Вместе с учебником. Потом провела туда свет, т.е. спустила настольную лампу... О чем это я? Ах, да! Как я пишу сценарии. Есть произведения даже великих авторов, где встречаются строки, которые, я уверен, современному зрителю будет скучно слушать. Вот, например, Шварц. "Снежная королева". Очень хороший, качественный текст. А концовка вялая. Пришлось дописывать кульминационную концовку, дуэль между Снежной Королевой и Гердой. Или "Обыкновенное чудо". Я обожаю фильм по этой пьесе! Когда я решил поставить этот спектакль, я понимал, что копировать Янковского, Абдулова и всех остальных великих артистов нельзя. Я поставил задачу, что ничего общего с фильмом быть не должно. Начал со сценария. Я знал, что это сценарий Г. Горина. Я решил сам написать сценарий. Стал читать Шварца и с изумлением увидел, что из каждых четырех предложений две гениальные, а две, по моему мнению, - пустые. Я подумал, что у меня проблемы со вкусом. Но все равно написал свой сценарий, вычеркивая все, что считал лишним. Когда закончил, обнаружил, что мой сценарий близок к сценарию Г.Горина. Это успокоило меня. Потом мы с успехом показывали "Обыкновенное чудо", где все отличалось от фильма - от музыки до образов.

Но страшнее всего мне было, когда я взялся писать сценарий по одному рассказу А.П.Чехова. Обычная любовная история. Один мужчина уговаривает одну замужнюю женщину... и уговорил. Не хватало какой-то изюминки. И тогда мне пришло в голову, что это дьявол подталкивает нас к греху. Я собрал все греховные мысли персонажей и ввел в сценарий новый персонаж - дьявола, который ведет, подталкивает людей к греху. К тому же у нас есть среди артистов два брата, довольно похожих друг на друга. Один играл любовника, другой дьявола. Когда я прочитал сценарий, я пришел в ужас. Сценарий был сильней рассказа! Я подумал: "Просто сценарий - Это твой ребенок. Ты его, естественно, любишь". Решил проверить на других. Отвез пьесу на фестиваль. И, представьте, артист, игравший дьявола, выиграл в номинации - "Лучшая мужская роль второго плана." Едем на второй фестиваль, и снова успех! И представитель жюри особо говорил об этой моей находке.

Я понял - просто это та самая удача, которая бывает у каждого человека раз в жизни.

* * *

Наш театр всегда был семьей. В прямом смысле. В нем в разное время играли: отец и сын, отец и дочь, брат и брат, сестра и сестра, брат и сестра. Сейчас в "Эльфе" играют две сестры, два брата, мать и дочь. Я ставлю спектакль по мотивам "Ревизора". Мать играет Анну Андреевну, а дочь - Марью Антоновну. Я специально их так свел. Если бы вы знали, как это забавно! Они общаются непринужденно. Это уже плюс. Помогают друг другу, спорят так естественно, что иногда перестаешь понимать, где пьеса, а где жизнь.

Теперь о сестрах. Одна из них уже играла несколько лет, когда пришла вторая. Я не знал, что они сестры. Но когда взглянул на новенькую, сразу прикинул, что ей подходят как раз те роли, которые играет ее сестра. И не ошибся. Наверно, в этом есть какой-то смысл. Обе красивые, умные. Вот спасибо их маме, которая не только воспитала двух замечательных, талантливых девочек, но и совершенно бескорыстно шьет нам костюмы. У Ларисы Анатольевны потрясающая фантазия!

Что касается братьев, помимо того, что они очень хорошие люди, надежные друзья, но и артисты исключительно талантливые. Теперь уже трудно сказать, кто из них талантливее. Умеет Лидия Алексеевна рожать чудо - богатырей! Оба на разных фестивалях получали призы. Кстати, один из братьев стал мужем одной из сестер. Одна пара эльфов уже родила нам маленького эльфика. Теперь дело за второй парой.

Ждем-с!

* * *

В некоторых спектаклях артисты не вступают в контакт со зрителем. Создается впечатление, что действие происходит где-то далеко, в другой плоскости. Так называемое "публичное одиночество". А иногда мы "берем зрителей в игру", делаем их участниками действия.

Спектакль "Пиноккио". Кот и Лиса несколько раз просят милостыню. И чем они становятся богаче, тем больше наглеют. Предпоследний выход у них был перед закрытым занавесом. В этот момент мы носились по сцене, как сумасшедшие, меняли декорации. Вдруг я слышу, в зале происходит что-то экстраординарное. Я испугался. Неужели что-то произошло?! Оказывается, кот с лисой так возмутили детей своей наглостью, что дети вскочили, а был полный зал, и начали кричать:"Вы плохие! Мы вам не дадим денег! Уходите отсюда!" Во попали!

Но иногда бурно реагируют и взрослые. В День Победы мы показывали сцену из спектакля "Молодая гвардия." В этой сцене в квартиру Кошевых входили фашисты. Сначала входил суетливый и подлый староста. За ним адъютант барона. И, наконец, сам барон. Вели они себя нагло, по - хозяйски. Музыка была очень сильная. Действовала, как "Ленинградская симфония." В зале был аншлаг, сидели только ветераны, участники войны. Играем мы играем, напряжение растет, у меня самого мурашки по коже, хотя мы ставили спектакль целый год. И вдруг в какой-то момент из зала полетели крики: "Гады! Сволочи! Фашисты! Фашизм не пройдет!" Ребята продолжали играть, но, честное слово, мне было немного страшно за них. Но все обошлось без потерь, а взволнованных эльфов ветераны проводили бурными аплодисментами.

Вот такой успех... со слезами на глазах.

* * *

Я всегда кожей чувствую, если в театр попал "чужой". То есть "не наш" человек. Ребята таких "не принимают". В результате такого естественного отбора в коллективе вот уже тринадцатый год царит атмосфера любви или симпатии друг к другу. "Чужие" обычно сами уходят. Мне приходилось два или три раза прямо говорить людям, чтобы больше не приходили в театр. Это были случаи многократного предательства, театрального предательства - театральные люди знают, что это такое. Или когда новый человек вносит в коллектив вредные "микробы", и они начинают разрушать театр. Такого человека я прошу уйти. Сразу восстанавливается покой и любовь. Расскажу два таких случая.

Пришел в театр парень лет двадцати. Новеньких эльфы встречают радушно. Я их с детства приучал. Приходит новенький, если у тебя есть повод заговорить с ним, заговори. Пусть это будут две-три фразы. Но человеку важно, чтобы на него обращали внимание. Тогда он не чувствует себя лишним. Так вот этот новенький всех изучил, узнал недостатки каждого и стал этим пользоваться. Вообразил себя кукловодом и стал дергать за ниточки человеческих недостатков. Я почувствовал - что-то не так! Ребята берегут меня. Ничего не говорят. Иногда сразу и не поймешь, где опасность. На этот раз все разрешилось само собой. Шла репетиция. Я уже рассказывал, что у нас это часто коллективное творчество. Все стараются придумать что-нибудь интересное, какой-нибудь прикол, что-нибудь забавное, смешное. Иногда кажется, что эльфы приходят в театр именно ради такого творчества. То и дело вспыхивает смех, и мое дело - удержать баланс между весельем и работой. В какой-то момент я попросил просто пройти по сцене. У него получилось это смешно. Ребята подумали, что это прикол, и последовал мощный взрыв смеха. "Кукловод" замер, я взглянул в его глаза и увидел, что он глубоко поражен и уязвлен. Всегда он смеялся над людьми, а теперь все смеялись над ним. Он даже не мог пошевелиться от шока. Мне стало жалко его. Я сделал знак ребятам уйти и стал мягко объяснять ему, что у нас это удача, если ты придумал что-то смешное. Что все смеялись не над ним, а над его находкой. Но он этого не вынес и больше на репетицию не пришел.

А вот другой случай. Пришел молодой парень. Характер у него был холодноватый, он был расчетлив и эгоцентричен. Я, быстро поняв его, с сожалением подумал:"Чужой". Но стал думать, как его эти черты использовать для спектакля, и нашел для него персонаж, в точности повторяющий его характер. Прочитав сценарий, походив на репетиции, он подошел ко мне и сказал: "А вы меня правильно поняли." Больше я его не видел. Думаю, что ему было невыносимо, что кто-то заглянул ему прямо в мозг, увидел то, что другие люди не должны видеть.

К счастью, такие случаи очень редки.

* * *

В наших спектаклях часто используются сценические бои. Дети это очень любят. Для постановки боев я приглашал специалистов, чтобы моим маленьким артистам было интересно. Как-то в течении года у меня работали бывшие артисты цирка. Они с удовольствием возились с ребятами, и те были в восторге. Какие чудо-номера они показывали! Однажды случилась такая история.

В одной сказке идет бой. Артист вылетает на сцену, переворачивается в воздухе, падает спиной на спину партнера, тот распрямляется и выбрасывает партнера за противоположные кулисы. Тот летит и видит, что на его пути стоит маленький артист. Парень, выручая маленького эльфа, в воздухе сворачивает в сторону, врезается в каменную колонну и выбивает мизинец, который торчит перпендикулярно ладони. Смотреть невозможно! Я посылаю его в больницу. Спектакль продолжается. К концу сказки раненый эльф возвращается и мужественно доигрывает спектакль.

Вот такая драма.

* * *

Кстати об именах. Некоторые люди небрежно относятся к именам, а напрасно. Одна ученица говорила мне: "Вот вы называете всех по именам, а наша учительница по имени называет только свою любимую ученицу, а остальных по фамилиям, как собак." Так и сказала: "…как собак!" Не думаю, что девочке не нравится своя фамилия. Просто она чувствует огромную разницу между теплым "Сережа" и холодным "Иванов".

Имена тоже можно использовать не только, чтобы установить контакт, но и в воспитательных целях. Например, в театре я называю Юлю Джульеттой, Женю Евгением. Я хочу, чтобы девочки вырастали прекрасными, а мальчики благородными. Своих артистов я называю эльфами, артисток эльфийками, а маленьких артистов эльфиками. Я внимательно слежу, чтобы театр не превращался в джунгли, в "серпентарий", как называют профессиональные театры. Когда в театр приходит новый человек, я люблю "вбросить" его в спектакль. Конечно, я слегка рискую, ослабляю спектакль, давая необученному человеку пусть и небольшую актерскую работу. Ничего! Ветераны помогут, зато, поварившись в этом соку, почувствовав волшебную атмосферу спектакля, почувствовав контакт со зрителем, этот человек никогда не сможет бросить театр. Конечно, никакой артист не захочет расставаться со своей ролью. Как же мне приятно, когда кто-то из эльфов подойдет и скажет: " Ладно, Анатолий Петрович, пусть молодой сыграет мою роль!"

* * *

У меня была ученица лет шести, семи - совершенно уморительная. И говорила она такие смешные тексты, что я за ней все время записывал. Приведу пару примеров.

Мария – Анатолий Петрович, мама приготовила вам на Новый год подарок и календарик.
Я – Мария, ты самый лучший подарок.
Мария – Ну тогда календарик.

Мария – Бабушка, в детском садике есть один мальчик, я в него влюбилась.
Бабушка – Только ты не говори ему об этом.
Мария – Я не скажу. Я буду с ним, по-прежнему, драться.

Позже я, естественно, привел Марию в театр. Она была поразительно красива. Однажды она играла Золушку. Мы достали ей изумительное платье за пять миллионов. Когда она появилась на сцене – и сама прекрасна, как ангел, и платье сумасшедшее, зрители просто ахнули, задние ряды встали, чтобы рассмотреть это чудо.

Перед спектаклем я заставил всю труппу научиться танцевать вальс. Так вот, оказалось, что мальчикам удобнее всего танцевать с Марией. Образовалась очередь. Она была прекрасной партнершей. И она танцевала без устали. Посидит минутку и снова кружится. Когда она вернулась домой, ножки ее были в крови. Мало того, что красивая, еще и мужественная. Мария!

* * *

Бывает, встречаются смешные эпизоды в жизни. Тогда жалеешь, что они не в спектакле.

Мне всю жизнь говорят, что я похож на французского актера Депардье. Несколько раз люди подходили прямо на улице и спрашивали: "А вы знаете, что вы похожи на Депардье?" Хотя я вовсе не считаю, что на него похож.

На театральном фестивале ко мне подбегает симпатичная девушка, артистка одного из театров, и спрашивает: "А вы знаете, что вы похожи на Депардье?" Я, поскольку немножко знаю французский, отвечаю на чистом французском: "je ne vous comprends pas" / я вас не понимаю – франц. / Девушка вскрикивает радостно и убегает.

На закрытии фестиваля меня вызывают для награждения на сцену. Председатель жюри долго говорит всякие хорошие слова о нашем театре вообще и о спектакле в частности. Часами бы слушал! Наконец он спрашивает: " Наверно я вас утомил?" Я тут же отвечаю: "Продолжайте, продолжайте". Последовал взрыв хохота в зале.

* * *

Когда во время спектакля случаются накладки, чувствуешь себя ужасно. Но потом вспоминаешь их со смехом. В спектакле "Золушка" у нас прикол. Когда все заканчивается, принц держит Золушку за руки и смотрит в ее счастливые глаза, вдруг выбегает мачеха и кричит: "Но, но, но!" Тогда генерал, туповатый и смешной персонаж, начинает скакать, как лошадь, увлекая за собой всю труппу, которая, проскакав круг по сцене, исчезает за кулисами. И каждый раз (мы играли "Золушку" много раз) зал бурно реагирует на эту концовку.

И вот на одном из спектаклей мачеха подскакивает к генералу и говорит: "Но, но, но!" А у генерала что-то заклинило – напрочь забыл, что ему скакать надо! Тогда мачеха закричала еще громче: "Но, но, но!" Никакой реакции. Тогда мачеха схватила генерала за плечи и стала трясти его: "Но, но, но, я тебе говорю!" Генерал опомнился и поскакал. Концовка вызвала восторг у зрителей.

* * *

После каждого спектакля эльфы собираются у меня дома, чтобы просмотреть видеозапись, обсудить пройденный спектакль, разобрать ошибки, поговорить о будущем, просто пообщаться. Они усаживаются на диван. (Когда эльфы были маленькие, они умудрялись размещаться на этом диване всей труппой – в три ряда. Шли годы, но они долго еще усаживались всей могучей кучкой в три ряда, пока не выросли окончательно. Диван мне пришлось купить новый, а старый одна из наших двух эльфийских семей торжественно отвезла к себе на дачу). Пьют чай с конфетами, хохочут, толкаются, балуются. Прямо как маленькие! А то договорятся да пойдут играть в снежки. Могут поехать в путешествие. Когда они сидят у меня, где попало, я люблю смотреть на их лица – они прекрасны! Глаза наполнены чувством и смыслом. У них общее прошлое.

Эльфы часто говорят цитатами из спектаклей; достаточно одного слова и раздается смех. Человек, впервые попавший в наш круг, поражается атмосферой любви и тепла, в которую он попадает. Кто-то сказал: они словно из какого-то другого мира. Вот уже одиннадцатый год перед каждым спектаклем мы встаем вкруг, беремся за руки и произносим наш девиз: "Один за всех и все за одного. Эльф! Эльф! Эльф!" Я говорю: "С Богом!" И занавес открывается…

* * *

Нашему театру уже идет одиннадцатый год! Сохранились люди, которые в театре со дня основания или чуть меньше. Именно от них зависит, будет ли театр семьей или "змеюшником". Идет естественный отбор. Остаются самые верные, самые надежные, самые влюбленные в театр. Моя задача следить за тем, чтобы у всех было примерно поровну хороших ролей. Каждое лето я переворачиваю гору литературы в поисках такого репертуара, чтобы всем было интересно. Это моя забота – следить за тем, чтобы не появилась в коллективе ржавчина под названием Зависть. Слава Богу, это пока прошло мимо нас. Интересно наблюдать, как коллектив не пускает к себе людей не очень хороших. Не задерживаются такие.

Я все время, пока они были маленькие, думал: "Молодые, красивые, талантливые, объединенные одним делом; не может быть, чтобы не влюблялись друг в друга!" Они выросли, и вот уже образовались две супружеские пары: сильные, добрые и благородные эльфы и прекрасные, нежные эльфийки. Очень красивые пары! Дай им Бог счастья! Дай Бог счастья всем эльфам!

* * *

Театр делает с людьми чудеса.

Привела одна мама девочку. Рассказывает, что учительница в школе называет ее тупой. Девочка всего боится, зажалась. Я стал заниматься с ней и увидел тонкую, нежную, добрую душу. Просто ангел какой-то! Мало - помалу она стала раскрепощаться и превратилась в маленькую прекрасную принцессу, которую все любили. И учиться она стала лучше.

Другая девочка вообще с взрослыми общаться не могла. В школе, когда ее спрашивали, она молчала, хотя все знала, и ей ставили двойки. После нескольких месяцев в театре она могла свободно говорить с кем угодно.

Был мальчик, у которого руки дрожали, когда он разговаривал со своим учителем. Театр сделал его смелым и общительным. Родной брат спросил: "Кто это? Я никогда его таким не видел!"

Да здравствует ТЕАТР!

* * *

Идет репетиция. Летучие обезьяны бегают кругами. Сначала они пробегают по сцене, а затем внизу, прямо перед зрителями. Позади всех бежит крохотная обезьянка – Наташенька. Когда они пробегают мимо меня в очередной раз, я вижу, что девочки нет. Потом она выходит – вся в слезах. "Что с тобой, солнышко?" – "Я упала". Чтобы успокоить ее, я кричу: "Смотрите все! Наташенька упала и не плачет!" Слезы мгновенно высыхают, она улыбается и бежит дальше.

После репетиции я сажаю эльфов в первый ряд, чтобы подвести итоги. Спрашиваю: "Эльфы! Что нам мешает двигаться вперед?" Один из эльфов: "Долго учим слова". Режиссер: " Правильно. Еще что мешает двигаться вперед?" Вижу, что руку тянет маленькая Наташенька. Спрашиваю: "Так что же еще мешает нам двигаться вперед, Наташенька?" - "Помойное ведро…"

* * *

"Волшебник изумрудного города". Злую волшебницу Гингему играет парень. Он так намазал лицо черным, что оно кажется гнилым. Когда он проходил мимо меня за кулисами, мне самому страшно было. И вот начинается спектакль. Полный зал детей и юношества. Выскакивает Гингема, прыгает вокруг костра и выкрикивает заклинания. И вдруг начинает плакать ребенок, и несколько детей с родителями убегают из зала, в том числе весь первый ряд!

Это был для меня урок. Злые персонажи сказок должны быть не страшными, а смешными!

* * *

Иногда мы репетируем у меня дома. На этот раз мы работали над "Юбилеем" Чехова. В этой пьесе один персонаж кричит несколько раз: "Убью! Задушу!" Что-то вроде этого. Сами знаете, во время репетиций приходится повторять одно и то же много раз. Работаем мы, работаем, и вдруг – звонок в дверь. Входят два милиционера: "Кто у вас тут кого убивает?" Увидев улыбающиеся лица эльфов, они тоже улыбаются, отдают честь и покидают нас.

Бабушки с лавочки потом рассказали мне, как милиционер, садясь в машину, докладывал по рации: "Мокрого дела нет. Прием, прием."

Приятно все-таки: и соседи бдят, и моя милиция меня бережет!

* * *

Для одного из спектаклей прекрасные эльфийки одеваются в восточные костюмы, очень красочные, многоцветные. До спектакля остается время, и девочки отпрашиваются у меня в магазин. Представьте: дело было летом; вдоль дороги, по тротуару, красиво, мелкими шажочками плывет разноцветная группа восточных девушек. И сопровождает их высокий молодой человек в черном фраке. Шофера притормаживают, с изумлением глядя на это чудо. Да. На это способны только артисты!

* * *

Была в нашем театре очень талантливая артистка. Прекрасно пела, танцевала и очень здорово играла. Одно время я занимался с ней иностранным языком. Вижу – моя птичка прогуливает урок. Вдруг звонок. Слышу в трубке хриплый голос: "Я заболела". "Бедный ребенок!" Очень мне ее жалко стало. Слышно было, какая тяжелая болезнь наложила на нее свою костлявую лапу! А на следующий день она прибегает ко мне – веселая, жизнерадостная и здоровая. Я с изумлением смотрю на нее, она понимает, что, забыв о болезни, прокололась, и смертельная болезнь тут же начинает заполнять весь ее организм. Она оседает на пол. Я немедленно ставлю диагноз: "Верю!"

* * *

Каждую ночь мне снятся сны, и я, проснувшись, их помню. Сны всегда сюжетные. Много раз снились военные сны. И всегда против немецких фашистов. Так несколько раз я защищал мост через канал. С одной стороны немцы, с другой – я. Отстреливаюсь. И все время сюжет повторялся. Хотя с этим мостом у меня ничего не было связано. И вдруг мой сын именно в этом месте покупает квартиру и живет там! Не зря я этот мост защищал!

Время от времени снятся спектакли. Однажды приснился оригинальный сюжет. Очень сильный! И никто такой не читал и не слышал. Я проснулся в три часа ночи, весь в слезах, встал, записал его и спокойно уснул. На следующий день я обработал этот сон и получился оригинальный сюжет для мюзикла. Может быть, когда-нибудь, я возьмусь за этот материал.

* * *

Во время спектаклей артисты иногда нечаянно произносят такие слова, что я холодею от ужаса. Но по прошествии времени эти случаи превращаются в театральные анекдоты. "Молодая гвардия". Идет тайное собрание молодогвардейцев. Ведущая собрания: "Предлагаю избрать руководителем организации Олега Кошевого". Все поднимают руки. Ведущая: "Принято… единолично!!!"

Одна маленькая девочка играет Элли. Надо сказать: "Я люблю тебя". Так просто! А она говорит: "Я люблю теба" Солнышко, ну как тебя угораздило! Через некоторое время снова играем этот спектакль. Подходит это место. Эта же девочка с ужасом смотрит на меня. Я кричу неистовым шепотом: "НЕТ! НЕТ!" Но она снова говорит: "Я люблю теба!" Ну почему?! Ведь никогда в жизни она не произносила и не слышала такое слово!

* * *

Сценарий спектакля "Урфин Джюс" написан мной несколько лет назад, после чего мы несколько раз показывали его, и всегда он шел с неизменным успехом. Предыстория спектакля такова.

Успешно поставив "Волшебник изумрудного города", с которым мы удачно выступили на одном из фестивалей, я решил написать сценарий по второй книге Волкова "Урфин Джюс", но в ходе работы обнаружил, что эта книга уступает "Волшебнику", и как я ни старался, набрать интересных приключений и образов не мог. Но тут я натолкнулся на кассету с песнями для детей. Я взял несколько песенных образов, ввел их в сюжет и сочинил новые интересные приключения Элли, Тотошки и ее друзей. Этих новые персонажи сразу полюбились зрителям. Так, соединив все лучшее из книги Волкова, песенные персонажи, которые ожили на сцене, и свою фантазию, я получил цельный, интересный, оригинальный спектакль. Как всегда в наших спектаклях, в "Урфине Джюсе" есть интересные танцы, смешные бои и увлекательные приключения.

На этот раз в спектакле будут участвовать сильнейшие артисты старшей группы. Это всегда очень весело. Сказки они играют вдохновенно, раскованно, с известной долей импровизации, которую я разрешаю в разумных пределах. Маленькие эльфы тоже примут участие. Куда же без них. В "Урфине" они будут только подыгрывать взрослым. Сами же готовят новый самостоятельный спектакль "Сказка о перевернутом дереве!", который мы покажем, когда будем готовы. Продолжаем также совершенствовать "Сказки о лисе". Этот спектакль мы успешно показали весной, теперь готовим его к одному из фестивалей. Театр Эльф ждет вас на спектакле "Урфин Джюс", друзья!

* * *

Сценарии к нашим спектаклям я пишу сам. Мой принцип: трагедии должны быть оптимистическими, а комедии уморительными. Поэтому в сценариях я разбрасываю, говоря современным языком, приколы, благодаря чему наши спектакли не ровные, гладкие. Мне не интересно ставить такие. Приколы рождаются у меня в голове во время репетиций. А иногда их придумывают артисты. Поэтому наши репетиции проходят весело, и артисты любят это коллективное творчество.

Но иногда после приколов зрители долго не могут успокоиться, а мы – продолжить спектакль. Обычно я знаю, когда ожидать бурную реакцию зала, и готовлю артистов к этому. Но бывает и неожиданная реакция. Расскажу парочку примеров.

"Волшебник изумрудного города". Лев: "Когда я реву, звери убегают с моей дороги!" Лев ревет. Элли, Тотошка, Страшила и Железный Дровосек разбегаются кто куда, потом возвращаются. Лев: "Ребята, вы чего?!" Железный дровосек: "Да! Если бы я умел так реветь, моя девушка полюбила бы меня еще больше!" Зал взорвался и долго не мог успокоиться. Смех вспыхивал то в одной, то в другой части зала.

Еще прикол. Спектакль "Маугли". Человеческий детеныш возвращается к людям и попадает в одну семью. Его кормят. Вдруг часы с кукушкой: "Куку!" Маугли подбегает к часам и говорит, как учили: "Мы с тобой одной крови: ты и я". Часы: "Куку!" Маугли: "Мы с тобой одной крови: ты и я" Часы: "Куку!" Маугли недоуменно смотрит на часы. Потом после паузы – Маугли: " Бывают же такие тупые!" Следует чудовищный взрыв хохота, который долго не угасает. И тут же на подготовленной почве следует новый прикол. Маугли показывают зеркало. Он, увидев свое отражение, убегает, потом возвращается, подходит к зеркалу и говорит ему: "Мы с тобой одной крови: я и ты! Новый взрыв хохота. И так весь спектакль.

* * *

Спектакль "Молодая гвардия". Молодогвардейцев расстреливают, вспыхивает яркий красный свет, они падают, полная темнота, которую прорезает голос Высоцкого. К рампе выходят оставшиеся в живых молодогвардейцы, среди них маленькая девочка. Зрители с заплаканными глазами долго аплодируют. Вдруг я вижу, что наша маленькая артистка плачет навзрыд, размазывая слезы по лицу. Как только занавес закрывается, эльфы, счастливые, бросаются друг к другу. Обнимаются. Премьера удалась! А я бросаюсь к девочке, которая плакала: "Ирочка! Что случилось?!" – "Мне их жалко!" Поверила! Поверила, что ребят расстреляли. Хотя десятки раз видела на репетициях, как молодогвардейцы умирали! До смерти буду помнить слезы этой маленькой девочки

* * *

Идет театральный фестиваль. В переполненном зале – жюри. Молодая артистка играет Гингему. Заканчивается первая сцена, она должна убегать за кулисы, но она продолжает прыгать, бегать и выкрикивать волшебные слова. Мы всей труппой машем руками: "Уходи!" Она не уходит. Мы не можем начать следующую сцену.

Тогда я закрываю занавес. Но она выбегает к рампе и продолжает уже хриплым голосом кричать перед занавесом. Эльфы с ужасом смотрят друг на друга: " Это провал. На первом же фестивале!" Тем временем у артистки кончились силы. И еще одно несчастье. Она не может выйти со сцены, беспомощно ищет выход в занавесе, все еще продолжая упавшим голосом произносить заклинания. Это мы увидели только на видеокассете. Наконец она оказывается за кулисами и опустошенно садится на бутафорский пенек, схватившись за голову. Она все поняла и не может смотреть нам в глаза. Мне очень жаль ее. Я подхожу и, поцеловав ее в лоб, говорю: "Молодец!" Она, изумленно подняв глаза, восклицает: "Правда?!" Я ласково отвечаю: "Конечно!"

А жюри она понравилась. Только они сделали мне замечание, что не хватает связки между первой и третьей сценой. Еще бы! Нам пришлось полсцены пропустить.

* * *

Один начинающий артист получает в спектакле "Молодая гвардия" роль предателя. Во время репетиций я вижу, что он сам не свой. Что-то переживает. Не работает, а мучается. Наконец его сестра рассказывает мне, что он все время спрашивает: "Почему мне дали роль предателя?" Тогда я дал ему роль героя, с которой он блестяще справился. Позже он уже играл любые роли.

* * *

В начале декабря 1996 года состоялось открытие театра "Эльф". Первым нашим спектаклем была "Золушка". На спектакль пришли журналисты с телевидения, из газеты… Накануне мне приснился сон. Идет спектакль, и я в нем играю. Вдруг я забыл слова. Наступает страшная пауза, зрители вежливо молчат, время идет и никто не выручает…Тут я проснулся от ужаса. Нехороший сон. И так, идет спектакль. Для того, чтобы Золушка мгновенно превратилась в прекрасную принцессу, мы приготовили двух Золушек: одна в бедном платье, другая в роскошном. Девочки были близнецами. Отличить их было очень трудно. И так, открывается занавес, и переполненный зал с изумлением видит… двух Золушек!

Одна из них от волнения вышла на сцену не вовремя. Каждая из них делает свое дело и не видит другую. Я готов был провалиться сквозь сцену. Пришлось срочно вытаскивать одну из Золушек из игры. Не зря мне приснился плохой сон! Слава Богу, что в остальном все было хорошо, и зрители простили нам эту накладку, проводив продолжительными аплодисментами и разными приятными кричалками.